Классификация грузоподъемных и транспортирующих машин
Подъемно-транспортными машинами называются механизмы, предназначенные для перемещения людей и грузов на относительно небольшие расстояния.
Все эти устройства можно условно разделить на 5 групп:
В состав грузоподъемных и транспортирующих машин входят вороты, полиспасты, блоки, краны и другие подъемные устройства. Многие из них были изобретены достаточно давно, когда никакого механического оборудования еще не существовало. Но уже тогда древние ученые знали, что колесо, оснащенное желобом с канатом, тросом или цепью дает человеку двойное преимущество в силе. А благодаря тому что в конструкции современного полиспаста участвуют подвижные и неподвижные блоки, вес поднимаемой тяжести распределяется сразу по нескольким ветвям каната. Поэтому прикладывая усилие Р к одному концу каната, мы можем работать с весом не только в 2Р, но и в 4Р. Однако скорость подъема при этом будет пропорционально уменьшаться. Аналогичными преимуществами обладает и другое устройство, которое называется воротом.
Данные механизмы можно использовать как самостоятельные элементы, так и в качестве составных частей современных кранов и прочих грузоподъемных машин.
В зависимости от конструкции, подъемные краны бывают стационарными, передвижными (на гусеничном, колесном или железнодорожном ходу), плавучими и даже воздушными (кран-дирижабль или кран-вертолет). Грузоподъемные и транспортирующие машины обязательно оснащаются электрическими моторами, двигателями внутреннего сгорания, а также пневматическими и гидравлическими механизмами, которые позволяют приводить в движение подъемные и передвигающие приводы.
С помощью таких кранов можно перемещать изделия, материалы, сырье и другие тяжести современной промышленности, а также строительства и горного дела. Причем вес груза иногда достигает нескольких тысяч тонн, а его характер влияет на тип грузозахватного приспособления. Это может быть крюк со стропами, грейфер, ковш, клещи для горячих предметов, специальная емкость для жидкостей или же электромагнит для металлических деталей. В последнее время часто используются автостропы, которые позволяют захватывать и освобождать тяжести в автоматическом режиме.