Стационарные краны

К стационарным кранам относятся мостовые и козловые краны, краны-штабелеры, а также башенные краны.

Мостовые краны представляют собой высокопроизводительные машины, предназначенные для выполнения подъемно-транспортных операций со штучными и навалочными грузами.

Характерной особенностью мостового крана является наличие в его конструкции моста, концевые балки которого на колесах передвигаются по рельсам, уложенным на эстакадах (кран применяют на открытых площадках) и колоннах или кронштейнах, прикрепленных к стенам здания (кран применяют в закрытых складах, цехах или других помещениях). Вдоль моста по направляющим рельсам передвигается кр адова я тележка. На раме тележки расположены электродвигатель для передвижения тележки и электродвигатель для подъема груза. Передвижение моста осуществляется также от электродвигателя. Механизмы передвижения моста, подъема груза и передвижения тележки оборудованы электромагнитными тормозами и конечными выключателями. Ток к электродвигателям подводится по троллейным проводам. Механизмами крана управляет один человек.

Простейшим видом мостовых кранов является одно-балочный кран (кран-балка). Мост этого крана представляет собой двутавровую балку, на которой подвешена электроталь.

Мостовые краны изготовляют с электрическим приводом грузоподъемностью 5 - 50 т с пролетом 11 - 32 м. Наибольшее применение на погрузочно-разгрузочных работах находят мостовые краны грузоподъемностью 5, 10 и 25 т.

Высота подъема груза мостовым краном, как правило, не превышает 16 м\ скорость подъема груза для среднего режима работ 8 - 10 м/мин, скорость передвижения тележки 40 м/мин, а передвижения моста 80 м/мин.

Краны можно оборудовать крюком, грейфером или грузоподъемным электромагнитом.

Преимуществом мостовых кранов является то, что, перекрывая большую площадь склада, они не занимают полезной площади для собственного перемещения (за исключением опор). К недостаткам их относится значительная стоимость эстакады.

Разновидностью мостовых кранов являются козловые краны. Мост козлового крана устанавливают на козлах, перемещаемых по рельсам подкранового пути, уложенных на уровне земли. В связи с этим стоимость сооружения козлового крана значительно меньше, чем мостового.

В конструктивном отношении козловые краны разделяются на краны с жестким соединением моста с опорами и краны с шарнирным соединением моста (самомонтирующиеся).

Как для козлового, так и для мостового крана характерны одни и те же степени подвижности:

горизонтальная продольная  -  перемещение крана вдоль подкранового пути;

горизонтальная поперечная  -  перемещение груза на крюке грузоподъемного тельфера, двигающегося перпендикулярно подкрановому пути;

вертикальная  -  подъем и опускание груза одновременно с подъемом и опусканием крюка тельфера или грузовой тележки.

Особенностью козлового и мостового кранов является сохранение ими неизменной грузоподъемности независимо от нахождения грузоподъемного тельфера в любой точке площади, входящей в сферу действия крана.

Козловые краны являются одним из самых распространенных типов грузоподъемных машин на базах и складах. Площадь, обслуживаемая одним краном, достигает 100 ж по ширине при практически неограниченной длине. Их грузоподъемность колеблется от 2 до 30 т. При весе штучных грузов до 20 г козловые краны оказываются рациональнее других типов кранов, так как коэффициент использования складской площади составляет 60 - 70%, в то время как при помощи вилочных погрузчиков можно полезно использовать не более 40 - 50% площади.

Козловой кран обеспечивает доступ в любую точку складской площади и требует незначительной полезной площади для своего перемещения. Свободная площадь, необходимая для передвижения козлового крана, на 20% меньше той, которая необходима при обслуживании складов другими средствами механизации.

Козловые краны по способу передвижения делятся на рельсовые и безрельсовые. По типу пролетного устройства первые подразделяются на консольные (с одной или двумя консолями) и бесконсольные, однобалочные и двухбалочные, на листовые и решетчатые (профильные уголковые и трубчатые). Сечение пролетного строения бывает самой разнообразной формы  -  прямоугольной, треугольной, трапецеидальной, П-образной и т. д.

Козловые краны (рис. 1) состоят из моста 1 с двумя консолями, четырех опорных стоек 2, ходовых тележек 3, тельфера или грузовой тележки 4, кабины крановщика 5.

Мост крана является основным грузонесущим элементом и состоит из решетчатой фермы или балки по типу мостовых кранов. На мосту укреплены ездовая балка для тельфера или рельсовые пути для грузовой тележки.

В качестве устройства для подъема и перемещения груза используется тельфер или грузовая тележка.

На козловых кранах грузоподъемностью 5 т обычно применяются тельферы, оборудованные механизмом передвижения вдоль ездовой балки.

На кранах грузоподъемностью 10 т используются два типа грузовых тележек.

У одних кранов все узлы механизмов подъема и передвижения смонтированы на раме тележки, у других они крепятся неподвижно на мосту крана. В последнем случае подъем груза, а также передвижение тележки осуществляется при помощи канатов.

Опорные стойки самомонтирующегося крана с одной стороны шарнирно соединены с мостом, а с другой  -  прикреплены болтами к ходовым тележкам. У несамомонтирующегося крана одна пара опорных стоек крепится к мосту шарнирно, вторая  -  жестко. Каждая пара опорных стоек внизу соединена жесткой балкой. Ходовые тележки служат опорами крана и одновременно приводными (ведущими) механизмами для его передвижения. Большинство кранов имеет две приводные и две холостые тележки, но существуют также краны, у которых все четыре тележки ведущие. Это делается для устранения забегания одной тележки относительно другой при изменении направления передвижения.

Привод тележки состоит из электродвигателя, редуктора, тормоза и зубчатой передачи. У самомонтирующихся кранов приводные тележки, кроме того, имеют механизм самомоптажа.

Кабина крановщика может располагаться неподвижно на одной из опор или перемещаться вместе с грузовой тележкой.

Управление краном осуществляется из кабины крановщика. Для освещения подкрановой площадки используют прожекторы.

Электроэнергия к кранам может подводиться троллейным токосъемником, кабелем, намотанным на кабельный барабан, либо шлейфовой подвеской.

Козловые краны перемещаются по рельсовым путям, которые прикрепляются к полушпалам, уложенным на балласт.

Для защиты от поражения электрическим током краны заземляются.

Козловые краны всех конструкций оборудованы противоугонными захватами, предназначенными для удержания крана на месте в нерабочее время или при сильном ветре.

На базах применяются двухконсольные козловые краны следующих марок: КК-10-25; -ККУ-7,5 и ККУ-10 и др.

Яндекс.Метрика